Кому принадлежат торговые сети России? Мой способ шутить - это говорить правду Кто владеет правами на интернет.


Интернет. Все мы его используем - сейчас он стал для нас неотъемлемой частью жизни. Однако практически никто из нас не знает, что это такое и как он возник, а главное кому он принадлежит.Обычно, если спросить человека: "кому принадлежит интернет?" он отвечает "что это сеть компьютеров, которая никому не может принадлежать....и т.д." отчасти он прав. Но интернет далеко не просто сеть компьютеров. Попробуем разобраться.

Долгое время слово "интернет" всячески избегали законодатели . Что там говорить, в части четвертой Гражданского кодекса вместо того, чтобы написать "использованием является размещение в сети интернет " законодатель написал: "использованием является доведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору" - по смыслу ничего кроме "размещения в интернете" на ум не приходит, однако по каким-то причинам даже в 2007 году это слово решили избежать.

Тем не менее, в последние время государство и государственные органы стали бояться интернета чуть меньше. Если раньше при слове "интернет" любой чиновник "застревал" минут на 10 и не знал что делать дальше, то в последние годы автор данного поста даже несколько раз основывал свою позицию в суде на распечатках веб-сайтов. Это положительные сдвиги, однако до настоящего момента, термин "интернет" на уровне законодательства никак не определен (если кто встретит определение интернета в законодательстве, не поленитесь и напишите об этом мне - я буду очень признателен).

Таким образом, интернет вроде как есть, и некоторые гос. органы даже обязуют публиковать там некую информацию, однако что такое интренет законодатель пока не определился. Есть некоторые определения в американском праве, но не хочется удаляться так далеко, ибо американские законы не действуют на территории РФ.

Главная идея, которую разделяют большинство пользователей интернета - что там полная анонимность и полное отсутствие контроля. А самое главное, нет возможности проконтролировать кто когда и что писал. И главный смысл этой серии статей попытаться разобраться кому принадлежит интернет, действительно ли там полная анонимность, кому принадлежат домены и что это такое, и какие законы действуют в сети.

Давайте для начала выясним, что означает быть подключенным к интернету.

Одним из принципов работы интернета является то, что каждое подключенное к нему устройство имеет уникальный цифровой адрес (IP -адрес). Поскольку каждое компьютерное устройство подключенное к сети имеет свой уникальный(!) адрес, ясно что эти номера не формируются случайным образом через генератор чисел. А значит кто-то и каким-то образом присваивает эти адреса всем устройствам. Таким образом, если мы выясним, кто и на каком основании раздает IP -адреса, то мы поймем, кто является ключевой фигурой в интернете. Ведь раз он раздает адреса, то значит кому-то может просто не выдать адрес и значит ограничить ему доступ в сеть.

Кто присваиваем вам IP -адрес? "Провайдер!" - ответит практически любой опытный пользователь - и будет отчасти прав. Действительно большинство IP -адресов присваивает провайдер. Это происходит либо в момент заключения договора (зачастую сам адрес является приложением к договору) - тогда IP -адрес будет постоянным, либо же каждый раз при подключении к сети провайдер будет выдавать новый IP -адрес, который будет "вашим" до тех пор пока вы не решите отключиться. Главная хитрость заключает в том, что провайдер не может выдать любой IP -адрес.

IP -адрес выглядит так xxx .xxx .xxx .xx - 11 цифр. Однако, ваш провайдер присвает только последние цифры. Условно Билайн владеет IP -адресами следующего рода 100.xxx .xxx .xx , а МТС 101.xxx.xxx.xx. Сразу оговорюсь, что это пример с абстрактными провайдерами и числами и в жизни все выглядит намного сложнее, существует много уровней и так далее, но для простоты понимания используем этот пример.

Таким образом, полный IP -адрес присваивает вам либо МТС (тогда он будет начинаться на 101) либо Билайн (тогда он будет начинаться на 100). Зато, каждый раз при входе через МТС ваш адрес всегда будет 101.xxx .xxx .xx . Таким образом, МТС владеет всеми адресами начинающимися на 101. Примерно также как код Москвы начинается на 495. А теперь главный вопрос - а кто дал право МТСу распоряжаться адресами на 101. Кто присвоил этому провайдеру такие адреса. С телефонами все просто - это делается на государственному уровне. Чтобы позвонить в Россию вы должны сначала набрать +7 - то есть попасть в Россию (так договорились все страны), а дальше уже набирать код города (так как распорядилось само государство), потом код абонента (как распорядилось АТС города). В случае с телефоном иерархия видна сразу. Но что быть с сетью. Кто присваивает самые главные номера?

Главной организацией по регистрации (то есть присвоению) IP- адресовявляетсяthe Internet Corporation for Assigned Names and Numbers - ICANN. Это некоммерческая корпорация была создана Министерством торговли США и зарегистрирована по законодательству Калифорнии. Сама ICANN активно привлекает юридические лица разных стран к своей деятельности имеет очень сложную и разветвленную систему (для любопытных вот их сайт - www .icann .org ). В настоящие время они пытаются показать, что являются международной неправительственной организацией, хотя до сих пор в соответствии с документами находятся в введении американских властей.

Итак на вершине распределения IP -адресов находится ICANN , далее национальные интернет-регистраторы (по имеющейся у меня, возможно, уже устаревшей информации их всего 4), затем локальные интернет-регистраторы и наконец провайдеры, которые уже распределяют адреса между своими клиентами.

Итак, что в итоге мы имеем? IP -адреса являются уникальными, они никогда не повторяются (по аналогии с телефонными номерами), без IP -адреса доступ в интернет не возможен. В итоге вершиной распределения IP -адресов является американская компания ICANN , которая разумеется может легко обрубить практически любой кусок интернета.

Абстрактный пример. ICANN собирается и решает, что говорить "Шварцнегер - дурак" нельзя и говорит главным регистраторам - кто так скажет будет просто отключен. Что делают регистраторы говорят уже тем, кто ниже их в иерархии об этом и так доходит дело до провайдеров (которые в этом звене являются мелочевкой). Что делают провайдеры - прописывают в каждом договоре, что за использовании в сети фразы "Шваргнегер - дурак" следует моментальное отключение. Второй вопрос, что пока (насколько мне известно) ICANN не сделала ни одного шага с целью ограничения чего-либо в сети, кроме того, всех кто будет говорить Шварцнегер - дурак не переловишь (хотя провайдеру это сделать будет не очень сложно). Однако факт остается фактом, теоретически такая ситуация возможна.

Надеюсь, скоро будет продолжение статьи, и продолжение это будет полностью посвящено доменным именам.

С радостью выслушаю любые отзывы об этой статье, поспорю, выслушаю другую точку зрения, услышу о фактических ошибках и неточностях в статье и постараюсь ответить на все вопросы. Считаю, что тема весьма интересна и мало-изучена, поэтому перепост приветствуется;)

Администрация Джорджа Буша предприняла необычный шаг, в результате которого чиновники надеются создать видимость своей лояльности в вопросе управления системой доменов в Интернете. В объявлении "Sources Sought Notice" Департамент коммерции США (US Department of Commerce) обращается к "потенциальным респондентам", претендующим на контракт по управлению пространством IP-адресов и доменов высшего уровня (IANA). Данный контракт предусматривает управление главной базой файлов доменов (интернет-директория), таких как.com, .net, .ru, .uk, .de и других. С 1998 года эти функции выполняет некоммерческая организация ICANN . Первые лица департаментов США неоднократно заявляли, что изменение системы управления доменами не предвидится, и на фоне этого объявленный конкурс выглядит странно.

Система доменных имён (Domain Name System, DNS) предложена Джоном Постелом (Jon Postel) и Полем Макапетрисом (Paul Mockapetris) в 1982 году для именования подключенных к сети хостов (компьютеров или другого оборудования). В основе идеи лежит иерархичность: каждый пользователь принадлежит к сегменту, администрирование и техническая поддержка которого осуществляется из корня, которым является домен первого уровня иерархии. В случае с World Wide Web это международные домены (Generic Top Level Domain - gTLD) и национальные домены (country code Top Level Domain - ccTLD).

Одним из главных вопросов стал вопрос о распределении доменных имён среди заинтересованных лиц. Сначала распределение происходило на заявительной основе, централизованно и бесплатно. Однако с ростом общедоступности Интернета на этом месте возник специфический рынок услуг. В 1995 году Национальный Научный Фонд США (US Nation Scientific Foundation, NSF), фактически являющийся правительственным агентством, разрешил корпорации Network Solution Inc. (NSI) осуществлять регистрацию новых доменных имён за деньги. NSF, NSI, а также Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) фактически стали «хозяевами Интернета»: NSF обеспечивал финансирование всех работ, связанных с поддержкой и развитием Интернета, а NSI стала монополистом на рынке доменных имён. Это неудивительно, так как современная WWW фактически выросла из NSFnet, группы сетей, обеспечивающих учёным Научного Фонда доступ к суперкомпьютерным центрам.

К 1998 году бурный рост Интернета вызвал диверсификацию отрасли. 30 января правительство США предложила новую схему эксплуатации доменных имён, известный как «Зелёный документ» (Green Paper). С этого момента бизнес по управлению доменами разделяется на компании-реестры и компании-регистраторы.

25 ноября 1998 года было подписано соглашение (Memorandum of Understanding, MoU) между Министерством торговли США и Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), специально созданной для администрирования Интернета корпорацией, которая теперь играет роль регулятора правил игры на рынке доменов.

Регистрация включает организационные вопросы управления пространством доменных имен и контролируется Уполномоченной организацией по распределению нумерации в сети Интернет (Internet Assigned Numbers Authority , IANA), которая заведует единым реестром. До реформы 1998 года эта организация имела статус исследовательского проекта при ISI (The Institute of Scientific Information) USC (The University of Southern California), а после становится частью ICANN.

25 апреля 1999 года ICANN анонсировала список из 34 компаний, которые заявили о намерении стать регистраторами, а 7 июня 1999 года независимый регистратор Register.com Inc. сообщил о том, что он зарегистрировал первый домен, используя систему распределенной регистрации VeriSign (компания-реестр, выделенная из бизнеса NSI). Так заработала первая система распределенной регистрации. В настоящий момент VeriSign является администратором доменов COM и NET, а роль ICANN состоит в установлении правил продаж доменов. Например, согласно последнему соглашению на 2006-2009 годы, VeriSign может поднимать цены на домены зоны COM не более чем на 7% в год и только по согласованию с ICANN. При этом VeriSign ежегодно выплачивает ICANN установленную сумму, которая увеличивается с $6 млн. в 2006 году до $12 млн. в 2009.

ICANN отвечает за управление адресным пространством и выделение IP-адресов всем заинтересованным лицам. Для этого 19 октября 1999 года в рамках ICANN была создана ASO (Address Supporting Organization). Тогда же было заключено соглашение между ASO и тремя региональными Интернет-реестрами (RIR), некоммерческими организациями, отвечающими за распределение доменов в государствах соответствющих регионов: ARIN в Центральной и Северной Америке, APNIC в Тихоокеанском регионе, RIPE NCC в Европе. В 2002 году к этому соглашению присоединяется LACNIC (Латинская Америка), а в 2005 – AfriNIC (Африка).

Перед прошедшим в ноябре 2005 года саммитом в Тунисе, посвящённом проблемам информатизации мирового сообщества, страны-члены ООН вели переговоры о проблеме контроля над Интернетом. Россия, Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, Норвегия, Швейцария и ряд других стран выступали за передачу управления доменным пространством из рук ICANN в ведение специального органа при ООН, например, комиссии при Международном союзе электросвязи (ITU). Однако заявления о том, что Интернет останется в руках американцев, последовательно сделали ряд руководителей ряда правительственных структур США, а в октябре эту точку зрения подтвердил в своей резолюции и Конгресс. В результате, накануне открытия саммита было принято решение, что вопрос о контроле над Интернетом не будет рассматриваться вообще. Тем не менее, представители американской делегации согласились на создание общенационального Форума по контролю над Интернетом (Internet Governance Forum), решения которого не будут иметь обязательной силы. Учредительное собрание при ООН по вопросу создания этой организации пройдёт 16-17 февраля. Надо отметить, что идея не является новаторской: в 2003 году на Женевском раунде Всемирного саммита по информационному обществу была создана рабочая группа по управлению Интернетом, которая, в частности, готовила для саммита в Тунисе материалы по проекту электронного правительства.

Ввиду непреклонности позиций США, конкурс на роль администратора Интернета, объявленный Департаментом Коммерции выглядит странно. Скорее всего это сделано для снятия напряжения вокруг этой темы, и по результатам конкурса ICANN подтвердит свои полномочия.

Какие бывают домены

Все домены верхнего уровня можно разделить на две категории: домены общего пользования (Generic TLDs, gTLDs), такие как COM, NET, ORG, BIZ и др., и национальные домены. Регистрацией доменов второго уровня в доменах общего пользования занимаются организации-регистраторы, аккредитованные ICANN, они же определяют политику администрирования в рамках заданных ICANN правил игры. Имена для национальных доменов были утверждены организацией IANA в соответствие с принятым этой организацией стандартом международным стандартом ISO 3166; это около 250 имён.

Первоначально было создано семь gTLD (COM, NET, ORG, INT, EDU, GOV, MIL). Тогда, в 1984 году, в документах, принимаемых при утверждении этих доменов, было записано, что такого их количества "будет достаточно, и появление новых доменов маловероятно". Однако рост сети Интернет превзошел ожидания, и у мирового Интернет-сообщества увеличилась потребность в числе доменов. С 2001 года постепенно вводятся новые gTLD: INFO, BIZ, NAME, MUSEUM, COOP, AERO, TRAVEL, JOB, MOBI.

Самыми популярными стали домены COM, ORG и NET. Изначально домен COM предназначался для коммерческих организаций, домен ORG - для некоммерческих организаций, и домен NET - для всех, кто связан с развитием сетей и телекоммуникационных технологий. Однако со временем регистрация доменов в этих зонах стала совершенно свободной, и зарегистрировать домен в них может любой желающий. Домены общего пользования COM и NET администрирует компания VeriSign , а доменом ORG с начала 2003 года управляет некоммерческая организация PIR .

Домен INFO рассчитан на всех, кто хочет разместить любую информацию в Интернете. Его поддержание поручено компании Afilias LLC . Домен BIZ - один из новых общих доменов верхнего уровня, предназначен для коммерческих организаций. Запуск его эксплуатации дал компаниям дополнительные возможности для размещения информации по сравнению с использованием перегруженного домена COM.

В отличие от этих доменов, домены AERO, MUSIUM, TRAVEL, JOB, MOBI предназначаются для организаций, имеющих особый статус, занимающихся, соответственно, воздушным транспортом, музейным делом, оказанием туристических услуг, кадровых агентств, операторов мобильной связи. Домен PRO предназначен для специалистов (бухгалтеров, юристов, врачей); домен COOP используется кооперативами.

Среди общих доменов существуют также домены ограниченного использования. Они появились в 1984 году и сразу стали “специальными”. Это домен INT, созданный для международных организаций и контролирующийся непосредственно IANA, которая осуществляет регистрацию в домене при соблюдении организацией-соискателем особых требований . Домены EDU, GOV и MIL находятся под контролем американского правительства. Первый предназначен для бесплатной регистрации образовательных учреждений США и администрируется некоммерческой ассоциацией Educause . Домен GOV создан исключительно для федеральных государственных учреждений США, и регистрацией доменных имен в этом домене занимается Правительственный сетевой информационный центр Government-Wide Registration Service . Домен MIL находится под контролем американского правительства, в частности Департамента Госбезопасности США . Специалисты именно этого Департамента ведут базу доменных имен домена MIL, предназначенного только для военных организаций и учреждений, отвечающих за безопасность страны.

Ситуация в России

В сентябре 2005 года интернет-сообщество отметило 15-летие домена SU, который стал предтечей Рунета. Первый отечественный проект сети был создан физиками и программистами Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. А 19 сентября 1990 г. Ассоциация пользователей UNIX (SUUG - Soviet UNIX User"s Group) зарегистрировала домен верхнего уровня SU для применения на территории СССР. Она же выполняла функции администрирования домена до их передачи Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС), который в 1994 году прекратил регистрацию доменов второго уровня в зоне SU в связи с появлением домена RU. Тем не менее, доменная зона SU продолжала самопроизвольно расти за счет увеличения числа доменов третьего уровня. В июне 2003 года Фондом Развития Интернет , на который в настоящее время возложены функции администратора домена SU, свободная регистрация доменов второго уровня в зоне SU снова была открыта. Пятнадцатилетней годовщине домена SU была приурочена юбилейная научно-практическая конференция "Интернет и наука: 15 лет пути", прошедшая в ноябре 2005 года .

Россия относится к европейскому региону, и за распределение DNS-адресов среди российских пользователей перед лицом ASO отвечает RIPE NCC. Распределение происходит посредством организаций-провайдеров, которые становятся членами RIPE NCC и получают статус локального Интернет-реестра (LIR).

В 1992 году IANA распределила национальные доменные имена в соответствие с двухбуквенным кодом ISO 3166-1. Тогда в IANA поступило множество заявок на администрирование домена RU от разных компаний. Однако правом администрирования перед лицом IANA должна обладать одна организация, причём политика IANA предусматривает её полное невмешательство во внутренние конфликты такого рода. Для решения этой проблемы было учреждено собрание крупнейших российских Интернет-провайдеров, которое прошло 4 декабря 1993 года и завершилось подписанием Соглашения «О порядке администрирования зоны.RU». Домен RU появился официально 7 апреля 1994 года, и его администрирование и техническое обеспечение домена RU было доверено РосНИИРОС.

Для разработки политики регистрации доменных имён в домене.RU была создана Координационная группа, в которую вошли 28 представителей телекоммуникационных компаний и научных сетей. В 2001 году система представительства была усовершенствована: три общественные организации, Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ), Союз операторов Интернет (СОИ), Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ), представляющие интересы пользователей Интернет, операторов услуг связи, органов государственной власти и предпринимателей, учредили Координационный центр национального домена.RU сети Интернет . Преемственность была сохранена: НИИРОС стал одним из учредителей Центра, а Координационная группа национального домена преобразована в Комитет №1 Центра. В 2002 году Координационному центру переданы полномочия по выработке правил регистрации доменных имен в домене RU, аккредитации регистраторов и разработке перспективных проектов, связанных с развитием российского национального домена.

При этом в России также появилась система распределительной регистрации. В 2000 году РосНИИРОС выделил из своей структуры Региональный сетевой информационный центр (RU-CENTER) и передал ему функции регистрации доменов второго уровня в домене RU, впоследствии появились другие регистраторы. А с 1 января 2005 года Росийский НИИ Развития Общественных Сетей прекратил самостоятельно выполнять функции регистратора доменов второго уровня в домене RU. Теперь РосНИИРОС выполняет функции технического сопровождения системы регистрации и DNS-серверов домена RU, а также ведет деятельность по регистрации и технической поддержке доменов общего пользования (GEOGRAPHICAL, GENERIC) и доменов третьего уровня в доменах общего пользования ORG.RU, NET.RU, PP.RU, COM.RU. 4 января 2006 года официальным администратором домена.RU стал Координационный Центр национального домена сети Интернет.

С ростом популярности Интернета в России, система распределения и технического обслуживания доменов национального домена диверсифицируется путём разделения функций между компаниями-регистраторами, торгующие доменными именами и общественными некоммерческими организациями, которые работают на основе принципа коллегиальности и выполняют контрольные функции.

Никакие организации или частные лица не владеют и не управляют сетью Интернет. Она непохожа на сегодняшние коммерческие компьютерные сети America Online, Apple-World, CompuServe, GEnie, PRODIGY, у которых есть

Владельцы, устанавливающие определенные правила и взимающие плату за услуги. Интернет принадлежит тем и контролируется теми, кто ею пользуется. В основном надзор за Сетью осуществляет «Общество Интернет» - ISOC (Internet Society) - организация на общественных началах, содействующая глобальному информационному обмену через Интернет. Она назначает «совет старейшин», отвечающий за техническое руководство и ориентацию Сети. Совет старейшин обозначается английской аббревиатурой IAB (Internet Architecture Board - Совет по архитектуре Интернет). Он состоит из приглашенных ISOC лиц, которые занимаются работой по текущему распределению различных сетевых ресурсов (например, адресов) и принятию стандартов, благодаря которым в Сети могут работать самые разные компьютеры, оснащенные всеми возможными операционными системами.

Интернет, IETF (Internet Engineering Task Force). Если возникает какая-либо важная проблема, IETF формирует рабочую группу для ее изучения. Важными считаются обычно вопросы, для решения которых находится достаточно много добровольцев.

Мы видим, что все управляющие органы Интернет работают на общественных началах. Однако возникает вопрос - кто платит за функционирование такой огромной системы? Как это ни парадоксально, ответ таков - никто. Не существует компании Internet Inc., которая собирала бы плату с пользователей . Вспомним, что Интернет - это сеть сетей. За работу отдельной сети отвечает ее владелец. При соединении двух сетей их владельцы договариваются о расходах между собой. Если находятся другие заинтересованные лица, они также могут принять участие в финансировании соединения, однако это всегда остается делом нескольких компаний или физических лиц и никем централизованно не управляется.

Впрочем, это не означает, что для конечных пользователей Интернет бесплатна. Конечный поставщик сетевых услуг - севой провайдер (Net provider) - владеет техническими средствами, необходимыми для подключения к сети, - мощными серверами, высокоскоростными линиями связи, соединяющими узлы сети, - и обеспечивает нормальные условия работы конечных пользователей, взимая за свои услуги умеренную плату.

Некоторыми списками рассылки пользуется совсем немного людей, другие же могут ежедневно наполнять ваш почтовый ящик большим количеством сообщений. Множество приходящих через различные почтовые серверы сообщений приводит к увеличению загрузки системы, …

«Государственным» языком Интернет является английский, поэтому вряд ли кто-нибудь из иностранных посетителей задержится у вас в гостях, если не увидит хотя бы строчки по- английски. Так что имеет смысл изначально …

Чтобы посетители увидели на экранах своих компьютеров страницы вашего магазина, на вашей машине должна работать программа, передающая клиентам соответствующие данные (вспомните, что мы рассказывали о системе клиент-сервер в первой главе). …

До 1998 г. управление Интернетом фактически осуществлялось одним (!) человеком - профессором Университета Южной Каролины Йоном Постелом, который умер в самый разгар дискуссии о принципах создания ICANN. В результате компромисса между общественными организациями, коммерческим сектором и администрацией Клинтона было принято решение, что Интернет и в дальнейшем будет функционировать на принципах самоуправления. Поскольку общественное самоуправление уже показало себя эффективным менеджером и позволило Интернету бурно развиваться, американские власти приняли решение не контролировать его напрямую.

Корпорация ICANN, созданная как некоммерческая общественная организация, действует на основе договора с Министерством торговли США. Кроме того, в связи с регистрацией в штате Калифорния деятельность ICANN не должна выходить за рамки американского законодательства. Влияние правительства США в ней очень велико, так как Министерство торговли обладает правом вето в любых вопросах. В связи с этим неоднократно высказывались опасения, что правительство Соединенных Штатов Америки в любой момент может «выключить» доменное имя любой страны и сделать пользование сервисами Интернета в этой стране невозможным. Так, например, «во время войны в Ираке, американское государство не раз перекрывало функционирование расширения «.ik», принадлежащего Ираку»

С начала своей деятельности ICANN начала использовать распределённую систему регистрации доменов, которая основана на принципе свободного доступа аккредитованных регистраторов к реестрам доменных имен. Этот шаг положил начало формированию конкурентного доменного рынка. Сегодня в доменных зонах общего пользования работает более 900 аккредитованных регистраторов, благодаря чему количество зарегистрированных доменов значительно возросло и уже превышает 270 миллионов.

В рамках развития системы адресации корпорация ICANN последовательно расширяла список доменов общего пользования, которых в 1998 году было всего три (.com, .net, .org). С 2001 года корпорация внедрила доменные зоны.info, .biz, .name, .coop, .museum, .aero, .pro, .travel, .jobs, .cat, .asia, .eu, .mobi, .tel. При этом в ICANN намерены и в дальнейшем следовать политике расширения адресного пространства за счёт создания новых доменов верхнего уровня, в том числе с использованием символов национальных алфавитов.

Заслугой ICANN можно назвать и то, что все принимаемые корпорацией решения предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов власти различных стран. Это необходимо для обеспечения сбалансированного управления адресным пространством с учётом мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон. Обсуждение документов ICANN сегодня проходит в самых различных форматах. В частности, перед утверждением все они доступны для комментариев на сайте организации. Кроме того, корпорация регулярно проводит международные конференции.

На прошедшей в Каире 2-7 ноября 2008 года 33-й конференции ICANN было принято Решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня «.рф». 4 февраля 2011 года IPv4 адреса стали подходить к концу. ICANN уже начала внедрять новую серию IPv6 адресов.

В последнее время проблема управления Интернетом неожиданно стала одной из самых обсуждаемых и востребованных тем на различных международных саммитах и форумах. Это произошло в связи с тем, что глобальный характер Сети не может не затрагивать интересы всех участников современных международных отношений. Бурное развитие информационных технологий породило резкое разделение стран мира на «информационно-богатых» и «информационно-бедных». Это также вызвало серьезное недовольство со стороны некоторых, очевидно, не самых богатых стран. Так, например, такие страны, как Сирия и Куба указывали, что Интернет - это инструмент «мировой закулисы», деятельность которой направляется из Вашингтона, а руководитель Зимбабве Роберт Мугабе назвал существующую систему управления Интернетом «формой неоколониализма».

Хотя Интернет является децентрализованной сетью, основанной на объединении независимых компьютерных сетей, он все-таки требует некоторой степени координации. Миф о полной свободе и децентрализации Сети не выдерживает простейшего анализа технических особенностей ее создания. Во-первых, значимой такой особенностью является проблема присвоения доменных имен или приписывания конкретного адреса для каждого компьютера или сервера. Кто-то должен управлять базой данной с адресами и проводить регистрацию новых доменных имен, иначе пересылка информации превратится в лотерею с непредсказуемым результатом.

Во-вторых, должен существовать стандарт, при помощи которого передается информация в Сети. Этот стандарт обычно трактуется как интернет-протокол передачи данных TCP/IP. Однако технические стандарты передачи информации не исчерпываются вышеозначенным протоколом. Они включают в себя много дополнительных параметров, например, таких, как передача видео-сигнала через Интернет. Соответственно эти стандарты должны быть выработаны, приняты и внедрены, возникает потребность в ком-то, кто будет их хранить и следить за соответствием используемых программ необходимым стандартам.

В-третьих, существует необходимость в поддержание деятельности, так называемых корневых серверов, которые содержат базы данных с интернет-адресами и в течение миллисекунд определяют, откуда и куда нужно направлять данные. Существует всего 13 корневых серверов, жизненно необходимых для деятельности всей сети Интернет. В результате исторического развития корневые серверы находятся в собственности правительственных и неправительственных организаций. С географической точки зрения на сегодняшний день сложилась серьезная диспропорция в их нахождении: десять корневых серверов располагаются в США, по одному - в Амстердаме, Стокгольме и Токио.

Очевидно, что Интернет требует меньшего контроля и регулирования, чем телевидение или радио. Так, например, регистрация доменных имен производится в заявительном порядке. Если то или иное имя свободно, то не существует никаких дополнительных препятствий для его регистрации, сравнимых с необходимостью получения лицензий для теле- и радиовещания. Тем не менее некоторая централизованная координация все же требуется, иначе система просто не сможет функционировать. И это позволяет говорить о том, что Интернетом можно «управлять».

Некоторые европейские исследователи даже предлагали отсоединиться от американской Сети и создать собственную.

Очевидно, что такое положение вещей не могло устроить других участников международных отношений. С момента организации ICANN поднимался вопрос о передаче ее функций международной организации под эгидой ООН. В качестве вероятного кандидата назывался Международный союз электросвязи. Одними из первых, кто выразил недовольство «засильем» США в этом вопросе, стали наиболее развитие страны мира. Особенно резкой выглядела позиция Франции, которая неоднократно выступала за передачу управления Интернетом в руки международной организации, говоря о том, что национальное доменное имя является составной частью суверенитета страны.

Подавляющее большинство участников международных отношений не устраивает структура совета директоров ICANN. Так, например, до 2002 г. мировое сообщество могло делегировать в совет директоров ICANN не больше двух членов. На сегодняшний день в соответствие с действующим уставом организации такая возможность зарезервирована для 8 членов из 21. Однако сложная система отбора кандидатов приводит к тому, что в совете директоров доминируют представители англо-говорящих стран. Несмотря на заявленные цели «сделать управление Интернетом независимым от воли одного государства», на большинстве заседаний ICANN становится очевидным, что «Сеть остается собственностью англо-говорящих стран».

В самом начале нового тысячелетия международное давление на деятельность ICANN было настолько сильным, что правительство США серьезно задумывалось над вопросом передачи управления регистрацией доменных имен международной организации. Основная линия защиты сложившейся ситуации сводится к тому, что представители американского правительства указывают на то, что ICANN представляет собой новую форму согласования интересов государств, общественных организаций и бизнеса. Более того, общественный статус этой организации, по мнению американской стороны, помогает сохранить политическую неангажированность Интернета. Так, например, в 2002 г. в Федеральную комиссию по коммуникациям США поступил официальный запрос от властей коммунистического Китая, в котором требовались разъяснения по поводу существования доменного имени «.tw». Поскольку официальные власти Китая не признают существования Тайваня, то они просили отменить регистрацию этого доменного имени. Ответ американских властей заключался в ссылке на то, что ICANN - это некоммерческая организация, в которой правительство США не имеет возможности приказывать, а может только накладывать вето. Таким образом, США обнаружили неожиданную выгоду от такого способа организации управления Интернетом. С одной стороны, работа на основе общественного самоуправления развивается достаточно успешно, не требует значительных расходов и способствует распространению американских технологий и стиля жизни. С другой стороны, США сохраняют некоторый контроль над этой деятельностью.

Тем не менее, идя навстречу пожеланиям мировой общественности, в систему руководящих органов ICANN был включен Правительственный консультативный комитет, который призван представлять и отстаивать точку зрения правительств национальных государств. Однако этот комитет обладает только совещательным правом. Поэтому неудивительно, что с началом нового тысячелетия активизировалось участие в проблеме управления Интернетом различных структур под эгидой ООН. Начало этому положил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в ноябре 2004 г. объявил о создании специальной рабочей группы по проблемам информационного общества, которая занялась подготовкой рассмотрения вопроса об «интернет-правительстве». В качестве результата деятельности группы появилось рабочее определение понятия «управление Интернетом». Это определение сводит проблему управления Интернетом к «разработке и применению правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». Другим очень важным предложением стала идея создания Всемирной корпорации по присвоению доменных имен и номеров в Интернете, которая могла бы заменить американскую организацию ICANN.

В 2005 году по решению Тунисской фазы Всемирного саммита по информационному обществу был создан форум по вопросам управления Интернетом. В Тунисской программе для информационного общества содержалась обращенная к Генеральному секретарю просьба правительств создать новый форум для проведения политического диалога для обсуждения вопросов государственной политики, касающихся ключевых элементов управления использованием Интернета в целях содействия обеспечению жизнеспособности, эксплуатационной надежности, безопасности, стабильности и развития сети Интернет. В 2006 г. рабочая группа по проблемам информационного общества была преобразована в Секретариат Форума по управлению Интернетом и под эгидой ООН стали проходить ежегодные международные форумы по управлению Интернетом. Первоначально мандат Форума был ограничен пятью годами, однако впоследствии решением Генеральной Ассамблеи (A/RES/65/141) в 2010 году этот срок был продлен еще на пять лет.

18 августа 2015 года Министерство торговли США решило не передавать c 30 сентября 2015 года функции контроля за критической инфраструктурой интернета сообществу и продлить на год контракт с Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN), пишет .

«Правительство планирует продлить свой контракт с ICANN на один год, до 30 сентября 2016 года, с возможностью продлить его еще на три года», - заявил замминистра торговли США Лоуренс Стриклинг.

Основанием для такого решения стало то, что интернет-сообщество не успевает к указанному сроку подготовить консолидированное предложение по передаче функций ICANN сообществу.

Ранее Минторг США заявлял, что передаст управление критической инфраструктурой мировому сообществу только по модели малтистейкхолдеризма (multistakeholderism) - с учетом интересов всех участников: интернет-сообщества, бизнеса и государств. Но при условии, что будет гарантировано невмешательство какого-либо государства или группы государств в управление интернетом. При этом передачу контроля над интернетом международной организации (например, ООН или Международному союзу электросвязи) власти США категорически отвергали.

Такая позиция Минторга США вызывала критику различных стран, в том числе и России. Также высказывались сомнения относительно того, что Америка передаст контроль над интернетом в оговоренные сроки.

«К сожалению, чем ближе мы к 30 сентября, тем больше мы слышим риторики, что человечество не способно справиться с управлением интернетом, нет других достойных организаций из стран, которые способны потянуть такую сложную задачу. Что с этим способны справиться только США, - говорил в июне министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. - <…> Не верят они, что человечество способно справиться с управлением всемирной сетью».

Никифоров отмечал, что если решение о передаче управления не будет принято до 30 сентября, то «человечество не будет ожидать завершения срока очередного госконтракта с ICANN». По его мнению, многие страны в мире начнут реализовывать технические и организационные проекты, которые демонополизируют интернет.

Неизбежность таких шагов со стороны различных стран министр объяснил, в частности, тем, что власти США распространили политику своих двойных стандартов в том числе на интернет. «С эффективностью их управления (администрации США) мы уже столкнулись, когда удалялись домены, зарегистрированные на юридических или физических лиц, находящихся в Крыму, - сказал Никифоров. - Это происходило по указу администрации США, невзирая на предыдущие заявления с трибун о том, что интернет находится вне политических решений, вне государственного управления. Вот такая политика двойных стандартов присутствует во многих сферах, а теперь добралась и до интернета. Интернет прямо управляется правительственной администрацией США».

При этом Никифоров подчеркивал, что национализация интернета никак не скажется на его работе.

В свою очередь помощник президента РФ Игорь Щеголев в июле заявлял о том, что Россия будет усиливать защиту собственных интересов в интернете независимо от того, какое решение примет Минторг США по вопросу передачи функций контроля управления интернетом.

«Мы будем двигаться в этом направлении вне зависимости от того, какими будут сентябрьские решения. С другой стороны, не только Россия, но и большинство стран мира ждут, что же произойдет в сентябре. < . . .> Все сохраняют умеренный оптимизм, что правительство США выполнит свои обещания и отпустит ICANN в свободное плавание», - говорил он.

Ранее директор по внешним связям RIPE NCC (Европейская региональная интернет-регистратура) в Восточной Европе и Средней Азии Максим Буртиков сообщал «Интерфаксу», что у интернет-сообщества есть опасения, что к моменту завершения срока действующего контракта с ICANN окончательное консолидированное предложение по передаче полномочий не будет подготовлено. «А если такое предложение и появится, то NTIA (Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации) может не успеть его рассмотреть - и просто продлит контракт с ICANN еще на необходимый срок для завершения обсуждения», - говорил Буртиков.

В настоящее время структура управления интернетом состоит из нескольких уровней. Наверху - NTIA, которая определяет условия контракта на выполнение функций «Администрации адресного пространства Интернета» (Internet Assigned Numbers Authority, IANA). Последняя отвечает за пространство IP-адресов, домены верхнего уровня, а также используемые протоколы интернета. Традиционно этот контракт получает ICANN.

Народные продуктовые магазины России, находящиеся в шаговой доступности, «Пятерочка», «Копейка», «Народный» и пр. принадлежат … иностранным компаниям.

Возможно, эта информация даст новый взгляд на то, почему растут цены, почему супермаркеты не поддерживают российского призводителя, почему повсюду уничтожается сеть маленьких розничных продуктовых магазинов и куда уплывают деньги.

Продукты и цены на них — это серьезнее, больнее и важнее каждому человеку в стране, чем далекие и непонятные политика, экономика и финансы.

Вот список стран, где зарегистрированы крупнейшие продуктовые сети, имеющие сотни тысяч магазинов по всей России

1.«Ашан» (Франция),

2.«О’кей» (Люксембург),

3. «Пятёрочка» (Нидерланды),

4. «Перекресток» (Нидерланды),

5. «Карусель» (Нидерланды),

6. «MetroCash&Carry» (Германия),

7. «Лента» (Британские Виргинские острова),

8. «Глобус» (Кипр),

9. «Билла» (Австрия),

10. «Зельгрос» (Германия),

11. «Leroy Merlin» (Франция),

12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.),

13. «Копейка» (Нидерланды),

14. «Мы» (Нидерланды),

15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды),

16. «Корзинка» (Нидерланды»,

17. «Патэрсон» (нидерланды),

18. «Народный» (Нидерланды),

19. «Симбирка» (Нидерланды),

20. «Провиант» (Нидерланды),

21. «Ярмарка» (Нидерланды),

22. «Тройка» (Нидерланды),

23. «Семья» (Нидерланды),

24. «Экономная семья» (Нидерланды),

25. «Мир продуктов» (Нидерланды),

26. «А5» (Нидерланды),

27. «Spar» (Нидерланды),

28. «Универсам» (Нидерланды),

29. «Тамерлан» (Нидерланды),

30. «Покупочка» (Нидерланды).

«Очень большой процент рынка и немалый сегмент нашего кошелька приходится на товары той необходимости, которую мы с вами должны поддерживать каждый день.

Это и средства личной гигиены. Это и моющие средства. Это и другая бытовая химия, которую мы используем почти в автоматическом режиме. Но вы отправляетесь в магазин и что вы видите? Зарубежные марки. Бесконечную дороговизну»,

— сообщает Глеб Вещаев, директор информационно-аналитического центра социальных технологий «Красс».

«Получается, что иностранный капитал проник своими щупальцами в каждую клеточку российского бизнеса. И здесь, на месте, сетевые гипермаркеты занимают протекционную позицию именно по отношению к западным же производителям.

Цепочка замыкается, превращая Россию в инструмент для выкачивания денег из российского населения и переправки их в третьи страны.

Сетевые магазины, – это главная ударная сила западного бизнеса. Именно они, как огромные пылесосы, всасывают денежные потоки и уводят валюту за рубеж. Пока гипермаркеты работают откровенно против России.

Да, гипермаркеты разрушили российскую сеть розничной торговли. Да, они оставили многочисленную часть населения без работы и без возможности содержать свои семьи. Тогда хотя бы дайте взамен нормальное обслуживание.

Но его нет. Лоббирование интересов западных торговых марок, занижение стоимости, игры с ценами на валюты – всё направлено на то, чтобы на российской территории поддержать зарубежный рынок и утопить российских производителей. Пока гипермаркеты функционируют, как огромные фабрики по вывозу прибыли из России».

«Несмотря на все политические заявления сетей, что, мол, они держат свои цены, вся нагрузка в выполнении этого заявления легла на производителей. Сами сети не сократили своих затрат. Они всё переложили на производителя.

Это производители держат нормальные цены. И не только держат, а даже снижают.

Сети вместо заявленного снижения или удержания цен, ещё и подняли расценки для производителей.

Если раньше производитель возвращал сети 5 процентов, то сейчас – 10 процентов в виде, так скажем, внутренних бонусов. А сюда ещё надо добавить разнообразные поборы, маркетинговые взимания и т.д. Даже логистика, которую сегодня тоже сократили, и она легла дополнительным грузом на плечи производителя».

Ни о каком импортозамещении речь идти реально не может, считает Вещаев, потому что Запад не намерен договариваться с Россией. А сети продуктовых магазинов — это «ударная сила западного бизнеса». Они высасывают деньги из населения и выводят их за границу огромными темпами. Стало совершенно очевидно, что продуктовые сетевые магазины сейчас — это часть политической системы.

Лоббирование интересов западных торговых марок, занижение стоимости, игры с ценами на валюты – всё направлено на то, чтобы на российской территории поддержать зарубежный рынок и утопить российских производителей.

Но каждый из нас в силах со своей стороны выбрать и место, где покупать и товар. Даже в сетевых западных магазинах мы можем выбрать отечественный продукт или товар взамен импортного и, таким образом, «проголосовать рублем».